Проекты


                                                 ПРОЕКТ
                                          «Птичья гавань»


Вид проекта: познавательно – информационный, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (одна неделя).
Участники: разновозрастные дети, воспитатель и родители.
Образовательная область: познание, коммуникация.

Актуальность: Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимый город, это  место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо дать детям необходимые знания об их родном городе. Очень трудно сформировать у ребенка уважительное отношение к малой Родине. Считается, что детские воспоминания самые яркие и волнительные, чем больше ребенок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе  и роднее будет становиться ему Родина.

Цель: содействовать формированию представлений детей о природных заповедниках города Омска (на примере заповедника «Птичья гавань»)
Задачи:
1.Закрепить представления детей о птицах,  обитающих в заповеднике «Птичья гавань» (утка, чайка, кулик, лебедь), особенностях их внешнего вида, приспособлении к среде обитания.
2. Развивать умение передавать образ птиц через знакомые детям приёмы лепки, складывание бумаги, конструирование из природного и бросового  материалов.
3.  Развивать связную речь, активизируя словарь детей словами, обозначающими название птиц, их пищи и жилища.
4. Приобщать к природным заповедникам города Омска, желание бережно относиться к ним, сохранять их красоту.
Гипотеза: В результате целенаправленной работы по изучению данной темы осуществляется приобщение дошкольников к местным достопримечательностям, воспитанию любви и уважение, а так же привязанность к своей малой Родине.

План проекта:
1.     Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;
2.     Разработка плана мероприятий.
3.     Организация проекта.
4.     Создание предметно – развивающей среды.

Предполагаемый результат: овладение детьми информацией о птичьей гавани города Омска.

Продукт проекта: макет « Птичья гавань».

Этапы проекта:
   1-й. - подготовительный: постановка цели и задач, подбор материала, изучение литературы.
   2-й. – реализация проекта.
   3-й. -  заключительный: обобщение и закрепление полученных знаний.

                                        1-й. – подготовительный.
- Подбор иллюстративного материала:
v Схема «Птичьей гавани»,
v Иллюстрации обитателей «Птичьей гавани».
- Подбор литературы:
v У парка «Птичья гавань» — Park Inn - www.omskrielt.com/news_read.php?readmore=2520,
v Птичья гавань станет визитной карточкой Омска : Новости туризма — В ОТПУСК.РУ - www.votpusk.ru/news.asp?msg=293332. И тд.
 - Сотрудничество с родителями:
v Рекомендации по посещению семьей «Птичьей гавани»;
v Просмотр с детьми презентации «Птичья гавань».

                    2-й. – реализация проекта.
1.     Конспект НОД по Познавательному развитию.
      Тема: «Что такое заповедник?». ( приложение 1)
2.     Конспект НОД по лепке "Лебеди, гуси". (приложение 2)
3.     Просмотр видеофильмов про «Птичью гавань».
4.     Чтение стихотворений про «Птичью гавань». (приложение 3)
5.     Рассказ воспитателя о заповеднике «Птичья гавань» (приложение 4):
-  Беседа: Заповедник «Птичья гавань»;
                      - Беседа: История « Птичьей гавани»;
                     -   Беседа: Обитатели «Птичьей гавани»
                                              3-й. -  заключительный:
                              обобщение и закрепление полученных знаний.
Вопросы к детям;
- Что вы узнали нового, чего раньше не знали?
- Что вас удивило?
- Что понравилось больше всего?
Изготовление мини- макета - «Птичья гавань».

      Приложение 1.


Конспект НОД по Познавательному развитию.
Тема: «Что такое заповедник?»
Цель: сформировать представление детей об охраняемых природных территориях.
Интеграция ОО: «Познавательное», «Социально-коммуникативное развитие».
Вид деятельности: познавательно - речевая, игровая.
Форма организации: игровая деятельность.
Задачи: познакомить детей с заповедниками Омской области; форми­ровать ответственное и бережное отношение к родной при­роде; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
Ход НОД
Этапы работы
Действия педагога
(методы и приёмы)
Мотивация детей к деятельности.
Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет.
(солнце)
-                      Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
-                      Ответы детей.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он - невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(воздух)
-                       А без воздуха можем мы прожить?
-                      Ответы детей.
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто такая?
(вода)
Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий.
(ягода)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(гриб)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком      .
И поделится медком.
(пчела)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(рыба)
Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это - …
Постановка цели детьми.
Ответы детей: приро­да.
Совместная работа
с детьми по нахождению средств деятельности.
Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.
А как вы думаете, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)
Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учиты­вал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали ис­чезать многие виды живых существ.
Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в на­шей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.
В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.
В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красо­той и богатством заповедных мест.
Славится наш Омский край своими заповедными местами.
У моста через реку Иртыш есть удивительное место – это природный парк «Птичья гавань».
Как вы думаете, почему он так называется?
Да, это пристанище для птиц. В нём гнездятся около 30 видов разных птиц. Как вы думаете, почему птицы, каждый год весной возвращаются с тёплых краёв и гнездятся в этом месте?
Потому что им там хорошо: много еды, рыб, насекомых. Их там никто не беспокоит. Это их Родина.
«В нашей птичьей гавани – словно в книге сказочной
Много птиц загадочных. Разного зверья.
Утки, гуси, огари, чайки, цапли, селезни.
Дружная крылатая, славная семья!»
Загадки:
1.  У реки в тени травы поселился великан.
Великан не ловит мошек.
Ловит он в реке рыбёшек и кладёт в мешок. (Пеликан)
2. Нырял, нырял, а сухим остался? (Гусь)
3. Белая царевна с длинной белой шейкой по воде плавает, в воздухе летает, рыбёшками питается. Красотой своей людей пленит? (Лебедь)
4. Пароходы провожает, над водой летает, рыб поднимает? (Чайка)
В посёлке Большеречье расположен единственный в России сельский Зоопарк. Многие ребята уже побывали там. Скажите, каких зверей и птиц можно там увидеть?
Ответы детей: Бегемота, жирафа, крокодила, страуса, лебедя, павлина и т. д.
В наших сибирских лесах водится много разного зверья, птиц, насекомых. Здесь живут волки, медведи, рыси, лоси, куницы, соболь, бобры. Мало осталось бобров на земле. А причиной их исчезновения была неограниченная добыча этих животных из-за красивого, дорогого, тёплого меха. Жизнь бобров свободна, разнообразна и интересна. Сейчас им тоже угрожает опасность, и они обратились за помощью к вам ребята.
Сегодня почтальон принёс письмо нам из леса от бобров.
Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята, друзья природы. Мы просим вас о помощи. Оставаться в лесу, который расположен близко к городу, мы не можем. Помогите нам найти другое место, где мы могли бы жить».
Как вы думаете, ребята, почему бобры не могут оставаться в этом лесу?
Часто в лесу случаются пожары, часто стреляют браконьеры, плохо дышать зверям из-за плохого городского воздуха, вода в реках тоже грязная.
У меня есть волшебный микрофон. Вы можете обратиться к жителям больших городов, директорам заводов и фабрик, что вы им скажете?
Дети обращаются по микрофону: Не загрязняйте воду, не засоряйте лесамусором, не разводите костры в лесу, не рубите деревья, не ловите рыбу сетями, не убивать животных и птиц.
Правильно ребята. Природу надо беречь. Ведь человек живёт в природе, от природы зависит жизнь человека.
Так что же мы можем предложить нашим друзьям, бобрам?
Дети: Надо их переселить в заповедник, там им будет спокойно.
Почему им в заповеднике будет спокойно?
Дети: Они там будут защищены.
Заповедники - это островки спасения природы от человека. Заповедники - это наше богатство, которым каждый из нас может гордиться.
Самостоятель
ная
работа детей по апробации способов
деятельности.
Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь при­роду?
Ответы детей.
Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
Д.И.: «Правила охраны природы»:(зачеркнуть картинки, как нельзя себя вести в природе)
1.                   Не ломать ветки деревьев.
2.                    Не топтать цветы, травы.
3.                    Не кричать, не включать громко музыку.
4.                    Не разорять птичьих гнезд.
5.                    Не ловить насекомых.
6.                   Не разжигать костров.
7.                    Не разорять муравейники.
Подведение итога.
О чем мы сегодня говорили?
Для чего нужны заповедники?
Кому мы сегодня помогли?
Вы настоящие защитники природы!


              Приложение 2.

                                       Конспект НОД по лепке "Лебеди, гуси".


Цели.
1.учить лепить из целого куска, передавать особенности внешнего вида (форма туловища, шеи...).
2.закреплять приемы скатывания, раскатывания, оттягивания, расплющивания, прощипывания, промазывания, деления целого на части.
3.развивать мелкую моторику
4.формировать композиционные навыки
5.закрепить знания детей о перелетных птицах.

Материалы: пластилин, доска для лепки, стека, дощечка для поделки 10 на 10 см, иллюстрация с изображением лебедей.

Предварительная работа. Беседа о перелетных птицах, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.
Педагог предлагает детям послушать русскую народную песню "Лебедь" (Вдоль по реченьке лебедушка плывет...).
Красота лебедей вызывает восхищение у всех, кто видел их в природе. Тело напоминает лодку-ладью, плывущую по водной глади. Грациозно изогнутую шею птицы венчает небольшая голова. Крылья большие и сильные, что позволяет лебедю и гусю совершать длинные перелеты в теплые края на зимний период.

Физкульминутка "Лебеди".

Практическая часть.
Педагог предлагает детям слепить лебедя и гуся на выбор. Обсуждает вместе с детьми строение птицы: овальное туловище, длинная, изогнутая шея, небольшая голова с треугольным клювом, крылья.


Этапы выполнения работы.

1.туловище. Скатать шар из белого пластилина, преобразовать его в овал, с одной стороны защипнуть хвост.

2.шея. С другой стороны туловища прижать пальцами и вытянуть часть пластилина в длинную колбаску, слегка изогнув сначала в направлении хвоста, затем загнув верхнюю часть вперед.

3.голова. Чуть отступив от конца шеи, указательным и большим пальцами слегка придавить пластилин со всех сторон, выделяя область головы. Сделать глаза из черного пластилина. Для клюва взять маленький кусочек красного пластилина и раскатать в тонкую колбаску, заостренную с одной стороны.

4.крылья. Скатать две одинаковые колбаски и заострить их с одного конца, затем сплющить и примазать к туловищу, выводя концы за его пределы.

Динамическая пауза "Перелет птиц".

Дополнение в общую композицию. Линия берега и поляна- заполняем одну половину дощечки-основы голубым пластилином- это озеро, а вторую зеленым. Для травы надо раскатать пластилин в тоненькую колбаску и разделить на несколько частей и расположить их на поляне.

Заключительная часть.
На волнах качаясь,
Лебеди плывут,
То нырнут, то вынырнут -
Лаками гребут.
На нас поглядели,
Громко-громко загалдели.

Как вы думаете, почему птицы раскричались? Да ведь они собираются в стаи, чтобы лететь на юг. Они прощаются с нами до весны. А сейчас возьмите свои поделки и поставьте вместе. У вас получилось настоящее озеро со стаей лебедей и гусей.

        Приложение 3.

Птичья гавань

Татьяна Комылина
(природный парк в г.Омске)

Воркует, воркует, воркует,
Не может угомониться.
Что же тебе не спится
В птичьей гавани, птица?

Мимо проходят люди,
Мимо идут трамваи.
Знают они едва ли
Птичьи твои печали.

Ночь опустилась тихо,
Словно крылом накрыла.
Вспомнив о том, что было,
Птичья душа заныла.

Осень совсем уж скоро
Ливни пошлёт и грозы;
Тихо вздохнут берёзы,
Птичьи укроют слёзы.



В. Ерофеева
Маленькая гавань у моста –
Это то же родиной зовется.
Любят утки здешние места,
Гнезда вьют и выводок ведется.

Им не страшен долгий перелет,
И весной все снова повториться.
Отчего тоска мне душу жжет?
Клином тень на озеро ложиться.

                 + + +
В нашей птичьей гавани-
Словно в книге сказочной
Много птиц загадочных.
Разного зверья.
Утки, гуси, огари, чайки, цапли, селезни.
Дружная крылатая, славная семья!



   Приложение 4


                                 Беседа: Заповедник «Птичья гавань»
«Птичья гавань» - уникальный природный парк, расположенный прямо в черте города Омска. Этот парк является особо охраняемой территорией, наделённой статусом объекта регионального значения.  Очаровательный уголок нетронутой человеком природы, расположенный в центре промышленного города привлекает своими красотами не только ученых-экологов, но и простых горожан.  Среди обитателей  Птичьей гавани зарегистрировано 155 видов птиц, 26 из которых занесены в Красные книги Омской области и России, 251 вид насекомых, около 300 видов растений и около 20 видов млекопитающих. Из пернатых обитателей здесь можно встретить уток, чаек, крачек, куликов, гоголей, гусей, серых журавлей и даже лебедей-кликунов.  Помимо птиц, в парке водятся различные грызуны-мыши, хомяки, ондатры. Иногда забегают зайцы, хорьки и лисицы. Кроме того, на территории заповедника обитают ящерицы и лягушки. Из-за плотной лесопосадки вокруг озер, жители парка чувствуют себя защищено и комфортно.


                                    Беседа: История « Птичьей гавани»

История птичьей гавани уходит далеко в прошлое. Раньше на ее месте располагалось русло Иртыша, но когда, вследствие размывания мягких пород, оно сменило свое местоположение, а на его месте осталась замкнутая протока-речка Замарайка, названная так из-за застойной воды. Позднее, во время строительства Ленинградского моста, на берегу Замарайки был вырыт котлован. Вода из речки заполнила его, образовав с ним единый биогеоценоз и, постепенно, на водоемах появилась растительность и они стали населяться различными видами животных и насекомых.
В 1994 году памятник природы областного значения приобрел статус природного парка регионального значения и получил название «Птичья гавань». В парке проводились школьные уроки по экологии, экскурсионные занятия училищ и летняя полевая практика студентов.
Птичья гавань является единственным заповедников в стране, который расположен в центре мегаполиса и одним из двух водных заповедников в черте города по всему миру.
Этот оазис окружен городскими постройками, что делает его доступным взору горожан. Совсем рядом с заповедными водоемами находятся три остановки общественного транспорта, что помогает легко и удобно до них добраться из любого конца города.
В скором времени, на территории заповедника планируется возведение комплекса «Птичья гавань», состоящего из 4-х звездного отеля,  двух бизнес-центров,  торгового комплекса, 3-х этажного развлекательного центра и подземной парковкой на три тысячи мест.
    Объект расположен рядом с Омским аэропортом. Обычно, работники аэропортов стараются избавляться от огромного количества птиц, которые могут нести проблемы для самолетов, но, в случае с «Птичьей гаванью» им приходится мириться с таким соседством и, более того, изыскивать различные способы обеспечения безопасных полетов, которые не потревожат покой обитателей парка.
На территории парка «Птичья гавань» категорически запрещены охота и рыбалка, а так же заезд автотранспорта и неорганизованное нахождение на территории парка
Сами омичи считают парк одним из красивейших мест в Омске и с трепетом относятся к нему, стараясь донести уникальное природное наследие для своих потомков.

                                     Беседа: Обитатели «Птичьей гавани»
«Птичья гавань» - природный парк, созданный в1994г в г. Омске. Этот уникальный уголок природы находится в самом центре мегаполиса, в окружении автомобильных дорог и городских построек. Удивительно, что в таких необычных условиях существует данный озерный биоценоз. На территории « Птичьей гавани» насчитывается около 300 видов растений, в том числе редких для Омской области и занесенных в Красную книгу России, более 250 видов насекомых и других беспозвоночных животных , три вида рыб, столько же земноводных и пресмыкающихся и – самое главное- более 130 видов птиц. Кроме пернатых на территории живут ондатры и хорьки. Через «Птичью гавань» проходят пути миграции некоторых редких для нашего края птиц – бакланов, серой цапли, белохвостого орлана. Объект объявлен особо охраняемой территорией регионального значения, и представляет интерес к проведению научно-исследовательской деятельности по изучению и сохранению его видового состава и охране животного и растительного мира.
Основной достопримечательностью парка являются птицы. В Птичьей гавани зарегистрировано 155 видов птиц (включая пролётных). Из них 26 видов занесены в Красные книги Омской области и России. Здесь водятся такие виды, как утка кряква, чирок-трескунокчайка-хохотунья, а также чомгилысухи (занимают по численности одно из первых мест), несколько видов поганоккрасноголовый ныроккрачки речныекуликиваракушкахохлатая чернеть, различные воробьиные (полевой и домовый воробей, несколько видов славоксверчковсиниц и трясогузок). На пролёте бывает вдвое больше птиц: плавунчикитурухтаны шилохвостьгогольбольшой кроншнепбольшой веретенник. Иногда появляются на водоёмах серый гусьсерый журавльлебедь-кликунбакланберкут. 45 видов птиц, зарегистрированных на территории природного парка, гнездятся и выводят птенцов (в частности, озёрная чайка). Гнездящаяся в Птичьей гавани чайка-хохотунья зимует в Индии; в 2016 году окольцованные птицы были обнаружены на берегу реки в посёлке Кундапур в Западной Индии. В июне 2016 года на Птичьей гавани впервые в Омске были замечены краснокнижные лебеди-шипуны, вероятно, бывшие пролётом из Марьяновского района Омской области.
  


























Комментариев нет:

Отправить комментарий