Дидактические игры по
формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного
возраста.
Методические
рекомендации:
-
Возраст: 5 -7 лет;
-
Игра индивидуальная, групповая;
-
Наличие карточек (картинок):
«Товары»:
5 категорий:1- продукты (полезные и
вредные), 2- овощи, фрукты, ягоды, 3- игрушки,
4- одежда, обувь, 5-
непродовольственные товары.
На каждой карточке товаров с
обратной стороны указана стоимость до 10 (20) цифрой и
точками.
«Деньги»: монеты и банкноты, с лицевой стороны
цифрами, с обратной стороны – точками.
«Список покупок»: карточки с готовым списком
покупок, которые могут состоять как из разных категорий товаров, так и одной.
«Игровые
поля» - изображение корзин (по количеству играющих). на них выкладываются
карточки «Товары».
Дидактические игры по
формированию основ финансовой грамотности для детей 5 – 6 лет.
«Что продается в магазине»
Цель:
Формирование у детей представление о товаре.
Задачи:
-
познакомить детей с понятием «товар»;
-
формировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость.
Ход
игры:
Раздать
детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Спросить,
чтобы они хотели купить, и есть ли у них возможность это сделать (хватит ли у
них «денег» на покупку «товара»).
«Давай положим в
корзину»
Цель:
закрепление у детей представление о «товаре».
Задачи:
-
продолжать формировать у детей представление о товаре;
-
учить выбирать товары по необходимости;
-
формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью
товара.
Ход
игры:
Раздать
детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому
игроку дать задание, купить в магазине…продукты для завтрака (подарок на день
рождение другу, продукты для супа и т.д.).
«Какой товар
лишний»
Цель:
закрепление у детей понятие «товар».
Задачи:
-
продолжать формировать у детей представление о товаре;
-
учить выбирать товары по необходимости;
-
формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью
товара.
Ход
игры:
Раздать
детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый
играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать
тот товар, без которого он не может обойтись. Почему?
«Что забыли положить
в корзинку?»
Цель:
формирование представления у детей о «категории товара».
Задачи:
-
познакомить детей с понятием «категория товара»;
-
формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.
Ход
игры:
У каждого ребенка игровое поле «Корзинка
покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить
детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем
«Корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о
категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.
«Всё по
полочкам»
Цель:
закрепление понятия «категория товара».
Задачи:
-
закрепить понятие «категория товара»;
-
формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина) .
Ход
игры:
Предложить ребёнку роль «продавца» и
разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2 – 3 категориями
товара. Усложнение: ребёнок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в
магазине и отбирает нужные карточки.
«Путаница»
Цель:
закрепление понятия «категория товара».
Задачи:
-
закрепить понятие «категория товара»;
-
формировать умение определять «категорию товара». .
Ход
игры:
Пришли в магазин, где все «отделы»
перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по
категориям.
«Что угодно для
души»
Цель:
формирования у детей понятия «потребность» и «полезность» товара.
Задачи:
-
помочь детям понять, что такое «потребность» и «полезность» товара;
Ход
игры:
Предложить детям из имеющихся картинок
положить в корзину товары, которые захотят купить в магазине:
-
сам ребёнок, когда он голоден;
-
семья, которая ждет гостей;
-
мама, выбирающая подарок для дочки;
-
папа, желающий купить спортивную одежду для ребёнка и т.п.
«Что сколько
стоит?»
Цель:
познакомить с понятием «цена».
Задачи:
-
дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену), цена
зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты
дороже).
Ход
игры:
Отобрать карточки с товарами, стоимостью до
10 руб. покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену
каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).
Вариант: выложить на полки товар с
одинаковой стоимостью.
|
Этапы деятельности
|
педагог
|
воспитанники
|
|
Мотивация
|
Ребята,
мы пришли сегодня в лабораторию.
-
Что делают в лаборатории?
- С чем мы проводили опыты?
- Что мы узнали про воду?
Как много можно узнать, если проводить опыты, эксперименты.
- Как вы думаете, что в этом мешочке?
- Что это? (показывает мыло)
- Что вы знаете о мыле?
|
Поводят
опыты, эксперименты.
Водой,
снегом, воздухом, красками.
Течет,
без запаха, без вкуса и т.д.
(
дети ощупывают предмет руками и говорят свои варианты)
Можно
им мыть руки, стирать белье и т. д.
|
|
Целепалагание
|
- А вы хотите узнать больше о мыле?
- Как можно узнать?
- Для чего мы пойдем в лабораторию?
|
Да,
хотим.
Пойти
в лабораторию
Провести опыты.
|
|
Совместная работа с детьми по нахождению средств
деятельности.
|
Давайте вспомним, что можно сделать для того, чтоб узнать все
о мыле.
|
Подумать самостоятельно, понаблюдать,
провести эксперимент, получить информацию у компьютера.
|
|
Самостоятельная
деятельность детей
|
Мыло
нам знакомо давно.
Мы
уже с вами вспомнили для чего нам нужно мыло.
Возьмите
мыло, расскажите какое оно.
Вывод: мыло может быть гладким, твердым, имеет фору,
цвет, и запах.
Опыт 1:
-Можно
ли мыло разрезать, измельчить.
Но
еще можно воспользоваться теркой. (Воспитатель трет мыло на терке)
-
Что получается?
Вывод: мыло можно измельчить, раскрошить, натереть.
Опыт 2:
-
Как вы думаете, мыло растворяется в воде?
-
Давайте проверим?
Подойдите
к столам, возьмите ложку и насыпьте натертое мыло в стакан, аккуратно
размешайте.
-
Какая стала вода?
Вывод: мыло растворяется, вода стала мутная и мыльная.
Опыт 3:
-
Что можно сделать с мыльной водой?
-
Давайте попробуем.
Набираем воздуха и дуем в трубочку.
-
Что происходит?
Вывод: из мыльной воды можно получить мыльные пузыри.
У
нас еще есть фильм хотите его посмотреть.
-
Так, где делают мыло?
|
Гладкое,
твердое, разной формы, разного цвета, душистое, ароматное, пахучее и т.д.
Да,
острым ножом.
Мыльные
крошки.
Да,
растворяется.
Нет.
Дети
все выполняют
Мутная,
мыльная
Надуть
мыльные пузыри.
Появляются
мыльные пузыри.
Да.
Дети садятся и
смотрят кино.
На
мыльном заводе.
|
|
Рефлексия
|
-
Где мы сегодня побывали?
-
О чем мы говорили?
-
Что вы знаете теперь о мыле.
У
меня есть вещество
Жидкое,
пахучее
Руки
моет и лицо
Чтобы
было чистое?
-
А что это вы должны узнать дома с родителями,
попробовать его сделать и рассказать нам в другой раз.
|
В
лаборатории
О
мыле.
мыло может
быть гладким, твердым, имеет фору, цвет, и запах.
Его можно
измельчить, раскрошить, натереть.
мыло
растворяется, вода стала мутная и мыльная.
из мыльной
воды можно получить мыльные пузыри.
Делают его на
мыльном заводе.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий